Империя ткани
Специализированный супермаркет тканей (Екатеринбург)
Разработка программно-аппаратного комплекса, внедрение автоматизированного учета товародвижения
Магазин-салон начал работу в 2007 году в одном из самых престижных ТЦ Екатеринбурга — Antey Shopping Club. Общая площадь магазина около 1000 кв. м, торгового зала – 800
В магазине три основных отдела — тканей, фурнитуры и пряжи. Ассортимент тканей на момент открытия насчитывал примерно 3600 наименований, постепенно увеличился до 6 500. Обширный выбор пряжи, самый большой в городе отдел бисера и других товаров для рукоделья и отдел лент, где представлена как массовая продукция, так и эксклюзивный ассортимент. Большой отдел пуговиц: 1 500 наименований при открытии, в дальнейшем ассортимент увеличился до 8 000. В целом в магазине представлено около 20 тысяч позиций, но в перспективе планируется увеличение до 30-35 тысяч. В магазине работает ателье, где производятся пошив по индивидуальным заказам и ремонт одежды, оказываются вышивальные услуги, устанавливается металлофурнитура. В торговом зале работает дизайнер одежды. В 2008 году был открыт второй магазин "ИМПЕРИЯ ТКАНИ" в торговом центре "БУМ", значительно меньшей площади, но в нем были внедрены те же технологические решения. Управление товародвижением обоих магазинов осуществляется централизованно, из единого офиса.
Программно-аппаратный комплекс по уникальному ТЗ
Для автоматизации супермаркета ИМПЕРИЯ ТКАНИ необходимо было организовать количественно-суммовой учет на базе штрихового кодирования в магазине, который торгует одновременно мерным (ткань, ленты, тесьма и пр.), весовым (бисер, стеклярус и др.) и штучным (пуговицы, нитки, «молнии» и др.) товаром, а также предоставляет покупателям широкий комплекс услуг (дизайн одежды, пошив одежды аксессуаров, установка фурнитуры и т. д.). При этом решение - как программное, так и техническое - должно было быть реализовано на едином аппаратно-программном комплексе.
В качестве товароучетной программы был выбран программный комплекс GESTORI Pro, представляющий собой универсальную систему управления товародвижением на предприятиях торговли — от отдельного магазина до мультиформатной розничной сети.
Реализация технологии продаж в магазине «Империя ткани» не могла быть решена стандартными программными методами, поэтому отдел информационных технологий компании «Оргтехцентр» разработал оригинальный программно-аппаратный комплекс "МАГАЗИН ТКАНИ". Комплекс позволяет, используя товароучетную систему, организовать торговлю мерным товаром, фурнитурой и мелкоштучным товаром по схеме самообслуживания, отказаться от использования выписок, исключить многократные перемещения клиента от продавца к кассе и обратно. Надо сказать, что на каждом этапе реализации технологии продажи специалисты компании сталкивались с нестандартными проблемами, решать которые приходилось нетривиальными способами.
Первая трудность заключалась в том, что ткань является, во-первых, мерным товаром, а во-вторых, при поступлении на склад магазина она не имеет фабричной маркировки (штрих-кода). Этикетирование такого товара обычными средствами штрихового кодирования невозможно. Для решения этой проблемы было внедрено этикетирование рулонов ткани на складе магазина внутренним штрих-кодом до поступления его в торговый зал. Кроме того, рабочие места продавцов оборудовали комплексами этикетирования мерного товара. Аналогичными комплексами оснащены также все рабочие места продавцов в торговом зале; об их комплектации и функциональных возможностях расскажем чуть позже.
Ценники
Отдельного упоминания заслуживают ценники. Кроме стандартной информации, подлежащей указанию на ценниках согласно "Правилам торговли", в магазине "Империя ткани" покупатель видит на ценниках информацию о составе ткани (например, 90% хлопок, 10% лайкра), а также пиктограммы международного образца, описывающие правила ухода за тканью. Обеспечить автоматическую распечатку из программы таких пиктограмм непросто, поскольку функционал для работы с изображением ограничен. Тем не менее, нам удалось реализовать это пожелание заказчика.
Комплексны этикетирования в торговом зале
В торговом зале все рабочие места продавцов оснащены унифицированными комплексами автоматического этикетирования, состоящими из персонального компьютера, сканера штрих-кода и термопринтера для печати этикеток со штрих-кодом.
Штучный товар
Для штучного товара товаровед присваивает внутренний штрих-код и распечатывает этикетку в том случае, если отсутствует штрих-код, нанесенный на товар производителем. Этикетка наклеивается на заводскую упаковку товара (например, набор иголок, кнопок и др.). В том случае, если размер товара не позволяет наклеить на него этикетку со штрих-кодом (например, пуговицы, продающиеся поштучно), штрих-код наносится на ценник, который прикрепляется в торговом зале к ящику в стеллаже, ячейке в стеллаже, контейнеру и т. п., в котором будет храниться в торговом зале данный вид товара.
Весовой товар
На рабочем месте продавца в отделе, торгующем весовым товаром, дополнительно установлены электронные весы высокой точности (с минимальным пределом взвешивания 10 г и дискретностью 0,5 г). Продавец помещает товар в полиэтиленовый пакет, на который наклеивает этикетку. Расчет за товар производится на кассовом узле на выходе из магазина. Обязанности кассира сводятся к считыванию этикеток со штрих-кодом, в результате чего формируется итоговый чек, и расчета с покупателем.
Продажа услуг
Не меньшей проблемой была необходимость включить продажи услуг в общую систему товароучета. Сложность автоматизации любых услуг заключается в том, что они должны корректно отражаться в системе учета. Услуги невозможно приходовать, перемещать между подразделениями, инвентаризировать, но при этом их необходимо списывать. Тем не менее, и эту задачу нам удалось успешно решить.
Программа дает возможность учета стоимости услуг, выполненных каждым сотрудником. После того, как в учетной системе Gestori Pro сформирован отчет по продажам, можно легко сделать отчет о стоимости оказанных услуг: по коду товара либо по фамилии исполнителя.
При оказании услуги, в состав которой входят материалы, находящиеся в продаже в магазине (например, пошив одежды, аксессуаров, вышивка и др.), важно разделить продажу товара и услуги. При оформлении заказа клиент подписывает заказ, в который входит количество ткани, ниток, фурнитуры и прочего, и оплачивает указанные в заказе компоненты (предоплата за заказ). После выполнения заказа клиент оплачивает только работу (т. е. услугу). При этом не возникает затруднений с разделением в отчетности продажи товаров и услуг.
Антикражные системы
Формат магазина «Империя ткани» смешанный: торговля осуществляется как по системе самообслуживания, так и через прилавок - в зависимости от типа товара. Крупный штучный товар находится в свободной выкладке, и покупатель самостоятельно набирает товар в корзину – как в любом супермаркете.
На выходе из магазина установлены радиочастотные противокражные антенны. Рулоны ткани защищены с помощью многоразовых датчиков, а крупный штучный товар оклеен защитными этикетками. Для защиты остального товара (как штучного, так и мерного), который отпускается покупателю через прилавок, используются защитные сейферы. Открыть его – с помощью специального ключа – могут только кассир или продавец (открыть руками или сломать невозможно).
Перед тем как выдавать покупателю товар, продавец помешает его в сейфер. Если покупатель посещает несколько отделов и делает там покупки, продавец своим ключом открывает его и добавляет новый товар. Завершив выбор покупок, клиент идет на расчетно-кассовый узел, где кассир открывает защитный бокс, сканирует этикетки всех пакетов с товарами, которые находятся в нем, совершает расчет с клиентом, после чего последний может беспрепятственно покинуть торговый зал.