Маркировка сигарет и табачной продукции (в системе «Честный знак»)
Продажа табачных изделий — правила для магазинов и общепита
-
Справочная информация
Честный знак и розница
Табачная продукция всех категорий относится к товарам, подлежащим обязательной маркировке в системе «Честный знак». Вся цепочка товародвижения: производство, оптовая продажа всех видов ( в том числе импорт), хранение и розничная продажа жестко регламентируются Законодательством РФ.
Реализация сигарет и другой табачной продукции регламентируется Законодательством РФ о маркировке и касается всех без исключения предприятий, которые их продают:
-
магазины любого формата — продуктовые, супермаркеты, выездная торговля, специализированные табачные магазины, отделы и павильоны
-
общепит — рестораны, кафе, бары, столовые
Маркировка табачных изделий
Оборот немаркированных сигарет, папирос и альтернативной табачной продукции (табак курительный и для кальяна, сигареты, сигариллы и т. д.) на территории Российской федерации полностью запрещен с 2020 года.
Оборот немаркированной никотиносодержащей продукции будет запрещен в 2023 году:
-
с 1 октября 2023 года — табачных изделий , предназначенных для потребления путем нагревания, и курительных смесей для кальяна, не содержащих табак
-
с 1 декабря 2023 год — никотинсодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина
За нарушение Законодательства об обязательной маркировке предусмотрена не только административная (штрафы), но и уголовная ответственность
Коды маркировки Честный знак
Для маркировки используется 2D штрих-код DataMatrix, в котором зашифрована полная информация о товаре и история его перемещений. Каждый штрих-код уникален, его формирует оператор системы маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦПРТ).
2Д код маркировки наносят:
-
на каждую единицу товара (пачку сигарет, пачку табака и т. д.)
-
если пачки собирают в блок, то на него наносят отдельный код маркировки, он содержит информацию о коде каждой пачки
-
если блоки собирают в коробку, можно создать агрегированный код маркировки, который содержит информацию о коде каждого блока
Обязанности розничного продавца
Коды маркировки на табачную продукцию наносит производитель, нанесении КМ на импортную продукцию — зона ответственности дистрибьютера- импортера.
Магазины и общепит являются последним звеном в обороте табачной продукции — они получают ее от производителя или оптового поставщика с уже нанесенными кодами маркировки, и выводят из оборота в процессе продажи покупателям на кассе.
Обязанность розницы — правильно принять маркированный товар и правильно его продать
Приемка маркированного товара (учет сигарет и табака)
Партия табачной продукции приходит от поставщика в сопровождении УПД, в котором указаны коды маркировки.
Магазин при приемке сканирует всю партию товара и сверяет информацию с кодами, указанными в УПД. Если расхождений нет – подтверждает приемку товара, если есть — может вернуть поставщику всю партию или ее часть, составив акт расхождений.
Для этой работы необходимо организовать мобильное место кладовщика: 2D считыватель штрих-кодов, специализированное программное обеспечением, подключение к ЭДО. Такое рабочее место обеспечит быструю и корректную сверку товара и накладных:
Оптимальный комплект для Честного знака:
2D терминал сбора данных АТОЛ Smart.Slim
программа DataMobile
модуль DataMobile.Маркировка
Комплект автоматизирует и работу с маркировкой, и вообще все складские задачи
-
Онлайн проверку кодов маркировки в Честном знаке»
-
Сверку КМ на товаре и в УПД
-
Работу с маркировкой готовой продукции и остатков;
-
Ввод товара в оборот
-
Работу с документами списания и перемещения
-
Формирование документов отгрузки и групповых упаковок
-
Перемещение товаров между магазинами (складами)
-
Поштучную инвентаризацию, инвентаризацию по любым параметрам
-
Проверку ценников в торговом зале
Работа с любыми маркированными товарами
Комплект работает не только с табачной продукцией, а с любыми товарными группами: питьевой водой, молочной продукцией, пивом, одеждой, обувью и т. д.
Работа с ЕГАИС
Модуль «DM.маркировка» автоматизирует работу с алкогольной продукцией:
-
онлайн проверку акцизных марок
-
сверку данных с УПД
-
работу с документами ЕГАИС
Оформление документов на ТСД
Интерфейс программы позволяет работать на терминале сбора данных точно также, как на компьютере:
-
заполнять и редактировать любые документы, включая акты приемки и расхождения, отправлять их через ЭДО
-
создавать карточки для новых товаров, сразу заносить с них все данные
-
отправлять и получать электронную почту.
-
выполнять фотофиксацию (например, если товар пришел в поврежденной упаковке)
Интеграция с товароучетом
DataMobile интегрируется с товароучетной системой — софт совместим с 1С и всеми популярными учетными программами. В зависимости от версии, связь осуществляется в режиме онлайн или офф-лайн (с периодическим обменом данными).
Настройка параметров работы предельно проста — выполняется «галочками», пользователь может делать это сам, без привлечения программиста.
Вывод табачной продукции из оборота
Розничная продажа сигарет и табака конечному потребителю, является завершением оборота маркированной продукции.
Следует помнить, что табачные изделия являются также подакцизным товаром, что накладывает на правила их реализации дополнительные условия.
Кассы для продажи сигарет и табака
Продавать сигареты и любые другие табачные изделия можно только с использованием контрольно-кассовой техники:
-
любая табачная продукция является подакцизным товаром, а, согласно Законодательству РФ, с 31 марта 2017 года продажа таких товаров осуществляется исключительно с применением ККТ. Форма собственности и система налогообложения продавца не имеют значения
-
табачные изделия являются товаром, подлежащим обязательной маркировке, поэтому продавать их в розницу можно только с применением кассового аппарата
Организации и индивидуальные предприниматели розничной торговли при реализации маркированной продукции конечным потребителям обязаны регистрировать выбытие маркированной продукции из оборота с помощью контрольно-кассовой техники для сигарет и папирос с 01.07.2019, для других видов табачной продукции с 01.07.2020
Закон разрешает использовать для продажи маркированных товаров любую кассовую технику, внесенную в Госреестр. Но есть ограничения по использованию различных типов ККТ, связанные с их техническими возможностями и удобством использования.
Для магазина или общепита с большой посещаемостью
Лучшим вариантом для розничной торговли являются фискальные регистраторы. Это чековые принтеры, которые подключаются к POS-компьютеру, допускается подключение к офисному ПК или ноутбуку.
Кассовая программа устанавливается на компьютер и позволяет нормально работать с любым объемом данных, а также без проблем подключать все дополнительные программы (СКЗИ, драйверы), которые требуются для работы с «Честным знаком», а если вы также продаете алкоголь, то с системой ЕГАИС через УТМ.
Для небольшого табачного магазина или отдела
Допустимо использовать смарт-терминал (касса в формате смартфона, с сенсорным экраном и аккумулятором). Но для работы с маркировкой скорее всего потребуется подключение дополнительных сервисов, которые могут быть платными.
Необходимо выбирать модель, у которой больше 1 интерфейсного порта — чтобы можно было подключить 2D сканер штрих-кода и банковский терминал для приема безналичной оплаты. Встроенная фотокамера, которую можно использовать как считыватель штрих-кодов, для работы с сигаретами не подходит, поскольку коды маркировки очень мелкие и находятся под целлофановой упаковкой.
Можно также купить смарт-терминал с эквайрингом (встроенным банковским терминалом), тогда хватит одного разъема.
Фискальный накопитель
Обязательное сменное устройство в составе любой кассы, без которого ее запрещено использовать и невозможно зарегистрировать в налоговой инспекции. Не входит в комплект поставки ККТ и покупается дополнительно (кроме комплектов «касса под ключ»)
Сигареты и табачная продукция являются не только маркированным, но и подакцизным товаром, а это значит, что фискальный накопитель (ФН) в кассе необходимо менять через 13 месяцев, т.е. в обязательном порядке нужно купить ФН-15.
После 6 августа 2021 года при продаже маркированных товаров обязательно использование фискальных накопителей нового образца — ФН-1.2 поддерживающих формат передачи фискальных данных ФФД 1.2. Подробнее >>>
Договор с ОФД
В договоре с оператором фискальных данных обязательно должен содержаться пункт об автоматической отправке данных о продаже (выбытии) маркированного товара в систему «Честный ЗНАК». Эта услуга может быть платной.
Прошивка под маркировку
На кассе должна быть установлена актуальная прошивка, обеспечивающая:
-
отображение необходимых тэгов реквизитов) в кассовом чеке
-
поддержку ФФД 1.2
2D-сканер для маркировки
Продавать маркированные сигареты и другие табачные изделия можно только с применением 2Д сканера штрих-кода
Устройство подключается к онлайн кассе, его задача считать код DataMatrix и передать в ККТ для дальнейшей отправки в ОФД.
Код DataMatrix включает в себя EAN13|ITF14, поэтому сканировать при продаже предварительно ЕАН (как с алкоголем для ЕГАИС) предварительно не нужно, сразу сканируйте DataMatrix.
Коды маркировки для табачной продукции имеют две особенности, затрудняющие считывание сканером штрих-кода:
-
очень маленький размер
-
код маркировки часто находится под целлофановой упаковкой, которая создает блики, затрудняющие декодирование
Для продажи табачной продукции следует выбирать 2D сканеры с улучшенными характеристиками считывания. 2 самых бюджетных моделей с такими возможностями — ручные проводные считыватели Platform Mark PRO и G-Sense IS1401
Коды табачной продукции, подлежащей обязательной маркировке
Сигареты и папиросы
Код ОКПД2 | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование |
12.00.11.130 | 2402 20 900 0 | Сигареты |
12.00.11.140 | 2402 20 900 0 | Папиросы |
Альтернативная табачная продукция:
табак для кальяна, сигары, сигары с обрезанными концами (черуты), сигариллы (сигары тонкие), биди, кретек, табак курительный, трубочный табак, табак жевательный, табак нюхательный
Код ОКПД2 | Код ТН ВЭД ЕАЭС |
12.00.11.110 12.00.11.120 12.00.11.150 12.00.11.160 12.00.19.110 12.00.19.120 12.00.19.140 12.00.19.160 | 2403 11 000 0 2402 10 000 0 2402 20 900 0 2402 20 100 0 2403 19 100 0 2403 99 100 0 |
История внедрения маркировки табачной продукции
Маркировка табачных изделий началась 1 марта 2019 года. Процесс перехода на обязательную маркировку проходил поэтапно: в разные периоды времени в систему мониторинга вводились различные группы товаров.
Каждый цикл начинался с эксперимента — маркировка в этот период являлась добровольной, участникам оборота табачной продукции давалась возможность в спокойном режиме пройти все этапы работы в системе «Честный знак»: регистрация, описание товаров, получение кодов маркировки, подготовка оборудования, настройка программного обеспечения, изучение технологии работы и правил документооборота.
Затем наступал переходный период, когда работа в системе маркировки становилась обязательной, но не для всех участников оборота сразу, а тоже поэтапно, обычно в таком порядке: производители, импортеры, оптовики, розница.
И последний, завершающий этап — оборот немаркированного товара полностью запрещался. Все участники оборота табачной продукции — производители, импортеры, оптовая и розничная торговля — с этого момента обязаны осуществлять оборот продукции исключительно через систему маркировки «Честный знак» с использованием электронных универсальных передаточных документов (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота (ЭДО).
-
С 1 июля 2020 года запрещен оборот немаркированных сигарет и папирос
-
С 1 июля 2021 года запрещен оборот немаркированной альтернативной табачной продукции
Все участники оборота (производители, оптовики, импортеры, розница) подключены к ЭДО и сопровождают отгруженную продукцию УПД
Розница продает продукцию только через онлайн кассы с 2Д сканерами штрих-кода
от 5 040 руб. бессрочная лицензия
7 000 руб. бессрочная лицензия