Маркировка в общепите
Законодательство об обязательной прослеживаемости и мониторинге товаров народного потребления рассматривает предприятия общественного питания, как участника оборота продукции и предъявляет к ним такие же требования, как к розничной торговле, но с учетом особенностей ресторанного бизнеса.
Новые требования для участников оборота сегмента HoReCa, государственных и муниципальных учреждений с 1.09.2024
До 1 сентября 2024 года необходимо:
- Пройти регистрацию в ГИС МТ с помощью УКЭП — усиленной квалифицированной электронной подписи.
Выбрать роль «Розница и Иное» и подключить товарные группы «Молоко», «Упакованная вода», «Безалкогольные напитки»- Перейти на электронный документооборот (ЭДО)
- С 1 сентября 2024 года участники оборота сегмента HoReCa должны самостоятельно подвать сведения обо обороте и выводу из оборота в систему маркировки
Товары, включенные в систему «Честный знак», с которыми работают предприятия общественного питания
Проверьте, есть ли они в вашем меню как штучный товар или как ингредиенты
-
Молочная продукция
Молоко, сливки, сыр, йогурт, мороженое и т. д. -
Бутилированная вода
Питьевая и минеральная в любой расфасовке -
Безалкогольные напитки
Все виды за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье, в любой упаковке -
Слабоалкогольные напитки
Сидр, прочие напитки сброженные игристые и не игристые с фактической концентрацией спирта не более 7 об.% -
Пиво
В любой упаковке: кэгах, бутылках, банках -
Икра
осетровых и лососевых рыб -
Табачная продукция
Сигареты, сигары, сигариллы, табак и т. д. -
Никотиносодержащая продукция
Табак для кальяна, вейпы, жидкости для электронных сигарет и т.д.
Товарные группы, для которых старт обязательной маркировки начинается 1 сентября 2024 года:
-
Растительные масла
-
Консервированные продукты питания
Регистрация в ЧЗ
Если ресторан, кафе или столовая продает перечисленную выше продукцию как штучный товар или использует как ингредиенты для приготовления блюд и напитков, то предприятие обязано зарегистрироваться в системе «Честный знак» и выполнять следующие требования.
-
Получить квалифицированную электронно-цифровую подпись (КЭП)
-
Зарегистрироваться с помощью КЭП на сайте системы «Честный знак»
-
Установить систему электронного документооборота
-
Принимать маркированный товар только в сопровождении УПД, подписывать их с помощью КЭП и отправлять контрагентам и в ЧЗ через ЭДО
Розничная продажа маркированных товаров
Продавать штучный маркированный товар разрешено только с применением 2D сканера штрих-кода, подключенного к онлайн кассе
На каждую единицу товара нанесен уникальный код маркировки (двумерный штрих-код формата DataMatrix).
2D сканер считывает его и отправляет в кассовую программу, которая автоматически передает его в ОФД, а ОФД отправляет в систему «Честный знак».
Эта цепочка действий и является завершающим этапом процесса мониторинга товара — выводом его из оборота
Вывод товара из оборота для собственных нужд
Примеры использования маркированных товаров для собственных нужд: бутилированная вода для варки супов, овощей или спагетти, молоко, сливки и кисломолочные продукты для приготовления соусов, десертов и мороженого, пиво и сидр для блюд национальной кухни, сыр для сэндвичей, нарезки, сырных тарелок, пиццы, бургеров, салатов, и т. д. и т. п.
До 1 декабря 2023 года, предприятия общепита. которые не продавали упакованную продукцию, но использовали ее для приготовления блюд и напитков, не обязаны были регистрироваться в системе «Честном знак» — за вывод из оборота этой продукции отвечал поставщик.
С 1 декабря 2023 все изменилось — теперь общепит обязан делать это самостоятельно. Для этого необходимо регистрироваться в ЧЗ и отчитываться об использованных ингредиентах по правилам законодательства о маркировке: подписывать УПД с помощью КЭП и отправлять через ЭДО поставщику и в ЧЗ.
Что для этого нужно:
-
КЭП
-
ЭДО
-
считыватель 2D штрих-кодов
-
программное обеспечение для работы с маркировкой
Техническое решение для приемки маркированного товара на склад, инвентаризации и списания
Комплект для работы с маркировкой «Честный знак» и алкоголем через ЕГАИС
-
ТСД АТОЛ Smart.Slim
Терминал сбора данных (портативный беспроводной компьютер) со встроенным 2D считывателем штрих-кодов -
Программа DataMobile.Маркировка
-
устанавливается на ТСД как мобильное приложение
-
подключается к любой товароучетной программе
-
подключается к системе «Честный знак»
-
При поступлении товара на склад сотрудник сканирует код маркировки с каждой единицы товара, проверяет читаемость каждого КМ и его подлинность (в базе ЧЗ, онлайн), сверяет КМ на товаре с теми, что указаны в УПД (они должны полностью совпадать). Если все в порядке, подписывает УПД и через ЭДО отправляет ее в свою товароучетную программу, контрагенту и в ЧЗ.
Если с кодами маркировки возникают проблемы (не читаются или не проходят проверку в ЧЗ), сразу же составляет Акт расхождений и также отправляет их через ЭДО в учетную систему, контрагенту и в ЧЗ. Товар не принимает.
У программы DataMobole очень удобный интерфейс, позволяющий работать на ТСД, как на компьютере.
Софт не ограничивается работой с маркировкой:
-
обеспечивает автоматизацию любых складских процессов: от адресного хранения на складе до формирования онлайн заказов и управления службой доставки
-
поддерживает работу с алкогольной продукцией через систему ЕГАИС в том же объеме, как и с ЧЗ: считывает код PDF417, проверяет его читаемость и легальность, позволяет заполнять документы, составлять акты расхождения, отправлять их в ЭДО,